
Мы работаем без перерыва
ПодробнееФедор Федорович Ушаков - великий русский флотоводец. За время командования флотом не потерял ни одного корабля, ни один моряк под его началом не попал в плен. Адмирал Ушаков был морским деятелем, принесшим славу молодому тогда Черноморскому флоту. Турки с почтением называли его «Ушак-паша».
Адмирал Федор Ушаков был одним из создателей Черноморского флота, а с 1790 года - его командующим. Благодаря ряду крупнейших побед над турецким флотом Россия смогла установить прочный мир в Крыму.
15 февраля 1761 года 16-летний Федор Ушаков был зачислен в Морской шляхетный кадетский корпус, который 15 декабря 1752 года преобразовали из Морской академии, основанной еще Петром Великим. Обучение вели более сорока лучших преподавателей бывшей Морской академии во главе с профессором. Наблюдение за обучением и воспитание проходили в трех ротах, возглавляемых морскими офицерами.
«Регламент о Морском шляхетном кадетском корпусе» 1756 года предусматривал обучение двадцати восьми наукам, включая разные отрасли математики, навигацию, географию, артиллерию, историю, политику, фехтование, танцы, языки, основы корабельной архитектуры. Посему не возникало проблем, когда в дальнейшем морякам приходилось не только ходить по морям и управлять боем, но и вести дипломатические переговоры.
12 февраля 1763 года успешно учившегося Ушакова произвели в гардемарины, а в апреле 1766 года Федор Федорович Ушаков успешно сдал выпускные экзамены, став одним из лучших по выпуску – четвертым по списку из 58 воспитанников. 1 мая состоялось производство в офицеры и приведение к присяге. В торжественной обстановке, на плацу Морского корпуса гардемарин Федор Ушаков получил воинский чин мичмана и дал клятвенное обещание «…Ея Императорскому Величеству… верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Всемогущий!»
По окончании Морского корпуса мичмана Ушакова направили на Балтийский флот для дальнейшего прохождения службы. В 1766–1767 гг. он оказался в дальнем походе из Кронштадта, вокруг Скандинавии до Архангельска, на небольшом транспортном судне-пинке «Наргин». После зимовки в Архангельском порту судно совершило обратный переход на Балтику.
Первый поход для молодого мичмана стал хорошей школой, а его отличные качества как моряка и офицера были замечены командованием. Вскоре он был переведен на только что построенный линейный корабль «Три Иерарха» под командованием С.К. Грейга, который как раз внедрял более совершенное парусное вооружение, чем то, которым в России продолжали пользоваться с петровских времен.
В кампаниях 1767 и 1768 годов Федор Ушаков на этом корабле, входившем в состав Кронштадской эскадры, принял участи в практических плаваниях, артиллерийских учениях и Императорском смотре.
В 1768 году началась война с Османской империей. Помимо отправки Балтийского флота в Средиземное море, российское командование приняло решение о формировании военной флотилии на Дону для действий на Азовском направлении. Контр-адмирал Алексей Николаевич Синявин, назначенный командующим флотилией, в число офицеров, направленных в «Донскую экспедицию», включил и Федора Ушакова, как хорошо зарекомендовавшего себя в последней кампании на Балтике.
27 января 1769 года Ушаков прибыл в Воронеж, после чего сразу был назначен командиром прама N 5, достраивающегося на Икорецкой верфи, что в 70 верстах от города. В апреле того же года Ушаков спустил свой прам на воду и провел его в низовья Дона. 30 июля 1769 года Ф.Ф. Ушакову присвоен очередной воинский чин – лейтенанта – одному из немногих выпускников 1766 года.
В кампанию 1770 года он командовал прамом «Гектор» (бывший N1). В следующем году лейтенанта Ушакова, как офицера, хорошо знающего навигационные условия реки Дон, назначили к проводке фрегата «Первый» от Новохоперской верфи до крепости Святого Дмитрия Ростовского, что при выходе в Азовское море. С этим поручением Федор Ушаков справился успешно, почему его вновь направили в верхнее течение реки Дон командовать четырьмя транспортами, доставлявших в Таганрог мачты, такелаж и лес для строительства фрегата.
Затертые льдами весной 1772 года суда начали тонуть. Ушакову удалось снять с них грузы, отправить их на подводах в Таганрог, а затем «усердием и искусством» поднять и сами транспорты. За этот поступок вице-президент Адмиралтейств-коллегии Н.Г.Чернышев изволил лейтенанта Ушакова «иметь себе в памяти».
В том же году Федор Федорович, командуя палубным ботом «Курьер» совместно с фрегатом «Первый» охранял крымское побережье. В кампанию 1773 года, продолжая командовать прежним судном, состоял при эскадре капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена. В сентябре Ф.Ушаков был назначен командиром «новоизобретенного» 16-ти пушечного корабля «Морея», а затем командиром однотипного корабля «Модон», состоящего в той же эскадре.
В 1774 году между Россией и Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, после чего лейтенанта Федора Ушакова перевели на Балтику, в Петербургскую корабельную команду. За отличие в минувшей войне 20 августа 1775 года ему был пожалован чин капитан-лейтенанта.
10 июня 1776 года по распоряжению вице-президента Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышева, Федор Ушаков назначается командиром 26-ти пушечного фрегата «Святой Павел», пребывающего в тот момент в Средиземном море. В сентябре, совершив переход в итальянский порт Ливорно на фрегате «Северный орел», Федор Федорович вступил в командование вверенным ему судном.
22 января 1777 года «Святой Павел» в составе эскадры из 5 фрегатов под командованием капитана 2 ранга Т.Г. Козлянинова, бросил якорь в проливе Босфор на Константинопольском рейде. Российское командование желало нарастить военно-морские силы на Черном море за счет перевода с Балтики фрегатов, замаскированных под торговые суда. Не без влияния французской дипломатии, турки стали задерживать выдачу разрешения на проход в Черное море. Ввод российских войск в Крым и смена хана привели к политическим осложнениям между Стамбулом и Санкт-Петербургом. В этих условиях невозможность прохода русских фрегатов стала очевидной. 22 октября 1777 года, простояв 9 месяцев, Федор Ушаков отдал приказ «Святому Павлу» сниматься с якоря и ложиться на курс для выхода в Средиземное море.
В Кронштадт эскадра вернулась 24 мая 1779 года, т.е. только через 3 года, оставив за кормой 20 тысяч миль. И, хотя задуманная экспедиция оказалась неудачной, был приобретен опыт длительного плавания.
В летнюю кампанию 1779 года Ушаков был назначен командиром 50-ти пушечного корабля «Святой Георгий Победоносец». Должности командира линейных кораблей занимали офицеры в чине капитана 1 ранга и, реже, капитана 2 ранга. Поэтому назначение капитан-лейтенанта Ушакова можно считать исключением, а сам этот случай явно свидетельствует о высоком авторитете Федора Федоровича как опытного командира и моряка.
В конце года Ушакова направляют в Рыбинск и Тверь для доставки в Санкт-Петербург крупной партии леса, а по возвращении, 12 августа 1780 года, он вступает в должность командира Императорской яхты. Спустя 2 месяца его вновь хотели направить на заготовку корабельного леса, но Федор Федорович Ушаков обратился к вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышеву с просьбой об отмене этого распоряжения и назначении его на боевой корабль. Начальство пошло навстречу и Ушаков был переведен в Кронштадт, в корабельную команду.
11 мая 1781 года капитан-лейтенант Федор Ушаков вновь принимает под свое командование линейный корабль «Виктор», назначенный в дальний поход в Средиземное море» в составе эскадры контр-адмирала Я.Ф.Сухотина, состоящей из 5 кораблей и 2 фрегатов.
15 августа 1781 года эскадра прибыла в Ливорно. В этом же порту, во время зимовки, Ушаков был произведен в очередной чин - капитана 2 ранга. Выполнив задачу по защите русского торгового судоходства, эскадра Сухотина в мае 1782 года форсировала Гибралтарский пролив и 2 июля бросила якоря на Кронштадском рейде.
29 июля 1782 года Федор Ушаков назначается командиром фрегата «Проворный» для испытаний. Это практическое плавание, совместное с однотипным «Святым Марком», имело большое значение для отечественного кораблестроения. Результаты испытаний послужили основанием для внедрения медной обшивки подводной части боевых судов Российского флота.
Этим же плаванием заканчивается целый этап в биографии Федора Ушакова. В дальнейшем его судьба будет неразрывно связана с Черноморским флотом, на котором он прослужил без малого 20 лет, и, командуя им в походах и сражениях в Черном и Средиземном морях, приобрел мировую славу Великого Адмирала.
Благодаря активной политике Екатерины II в Черноморском бассейне, в 1783 году Крымский полуостров отошел к России. На берегах Ахтиарской бухты был заложен военный порт Севастополь, а в Херсоне и Рогожских хуторах уже строились корабли для создаваемого Черноморского флота. Эти мероприятия потребовали привлечения большого числа кадров кораблестроителей и моряков.
В июне 1783 года Федор Ушаков в числе 132 лучших офицеров, со слов генерал-адмирала Цесаревича Павла, определен для отправки на Черное море. В августе того же года Ушаков с 700 матросов и тремя тысячами рабочих прибыл в Херсон на должность командира строящегося линейного корабля. В Херсоне в это время началась эпидемия чумы.
Из-за эпидемии чумы все работы были прекращены. Гарнизон и работный люд вывели в открытое поле. При нехватке лекарей, Федору Ушакову пришлось лично организовывать борьбу с эпидемией чумы в своем экипаже. Проявляя незаурядные организаторские способности, решительными мерами ему удалось уже в ноябре, т.е. спустя 2 месяца, ликвидировать все очаги эпидемии в подчиненных ему казармах. В других экипажах чума свирепствовала до самого лета. За это отличие Ушакова впоследствии наградили орденом Святого Владимира IV степени.
Летом 1784 года работы по строительству кораблей в Херсоне возобновились. Уже в следующем году на воду был спущен 66-ти пушечный линейный корабль «Святой Павел». Под командованием капитана I ранга Федора Ушакова (производен в чин 1 января 1784 года), этот корабль в августе 1785 года прибыл в Севастополь. Очень скоро «Святой Павел» стал считаться одним из лучших кораблей Севастопольского корабельного флота. Ушакова вновь отмечали как старательного и внимательного командира.
16 мая 1787 года Федор Ушаков был произведен в капитаны бригадирского ранга – чин, занимавший промежуточное положение между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом. Тот факт, что Федор Ушаков пребывал в предыдущем чине всего 2 года, говорит о его признании со стороны командования как опытного офицера, способного быть флагманом. В кампаниях 1787-88 годов Федор Ушаков исполнял обязанности командира авангарда линии баталии Российского флота.
12 августа 1787 года началась новая русско-турецкая война. Молодой Черноморский флот, основанный в 1783 году, не имел полной штабной численности. Так, из 12 линейных кораблей и 20 фрегатов, предусмотренных штатом 1787 года, к началу войны в Севастополе находились только
3 линейных корабля
3 бомбардирских корабля
12 фрегатов.
Турецкий флот в 1787 году насчитывал
29 линейных кораблей
39 фрегатов
при значительном числе боевых судов других классов. Однако это не смущало Главнокомандующего Вооруженными силами Российской империи на юге генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина. По его настоятельному требованию выйти в море «…хотя бы всем пропасть», контр-адмирал М.И.Войнович 31 августа во главе 3 линейных кораблей и 7 фрегатов направился к руменийским берегам с целью найти турецкий флот и устроить ему «вторую Чесму».
На переходе морем было захвачено турецкое торговое судно, а в виду Варны русская эскадра попала в жестокий и продолжительный шторм, последствия которого можно приравнять к поражению в крупном сражении. Все корабли лишились мачт и получили течь. Фрегат «Крым» пропал без вести со всем экипажем, а линейный корабль «Мария Магдалина» вынесен в Босфор, где и был захвачен турками.
«Святого Павла» под командованием Федора Ушакова, лишенного двух мачт, отнесло через все Черное море с запада на восток к берегам Абхазии. В критическую минуту Ушаков сказал: «Дети мои! Лучше будем в море погибать, нежели у варвара быть в руках». И только благодаря большому личному опыту командира и высокой выучке команды, удалось спасти корабль и 21 сентября 1787 года вернуться в Севастополь.
Узнав об этом поражении, Потемкин два дня был в отчаянии. «Бог бьет, а не турки», - писал он Императрице. Севастопольский корабельный флот до лета 1788 года активных действий не предпринимал.
В начале августа 1787 г. турецкое правительство предъявило России ультиматум, требуя возвращения Крыма, признания Грузии вассальным владением турецкого султана и согласия на осмотр русских торговых судов, проходящих через проливы. Ультиматум был отвергнут, и 13 (24) августа Турция объявила России войну.
В первом же генеральном сражении капитану бригадирского ранга Феодору Ушакову было поручено возглавить русскую эскадру. Сражение у острова Фидониси было первым морским сражением русско-турецкой войны 1787-1792 г.г., а также боевым крещением Севастопольской эскадры.
14 июля 1788 г. в сражении у острова Фидониси Ушаков умелыми манёврами, при поддержке трёх фрегатов, обратил противника в бегство, причинив ему немалый урон. 19 июля 1790 г. Фёдор Фёдорович нанёс поражение турецкой эскадре в Керченском проливе (у мыса Таклы), не дав ей высадить десант на побережье Крыма. Нарушив все каноны классической тактики, создав специальную резервную группу, Ушаков одержал уверенную победу.
11 августа 1791 г. у мыса Калиакрия (северная Болгария) Ушаков выиграл ставшее легендарным сражение, стремительно разгромил значительно превосходивший его турецкий флот, стоявший на якоре. Это поражение отрыло морской путь на столицу Турции Стамбул. Султан был вынужден заключить с Россией Ясский мир на выгодных нам условиях. Ушаков был награждён орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степеней и Св. Александра Невского.
Ушаков успешно провел средиземноморский поход русских кораблей во время войны против Франции.
В августе 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован в лике праведных святых и стал небесным покровителем российских военных моряков.
Мы работаем без перерыва
ПодробнееНабережная 44, Ростов на Дону, 344000 РОССИЯ.
© Copyright 2025 - История и мифы