
Мы работаем без перерыва
ПодробнееРодиной каратэ обычно считают Японию. Однако это не совсем так. Карате появилось не как новое искусство борьбы, а всего лишь как новое название, данное в начале XX века в Японии этому давно известному в странах Азии древнему виду боевого единоборства. Карате, Кунг-Фу, Кэмпо – все это различные имена единой по существу системы физического и духовного совершенствования, сложного и до сих пор не до конца расшифрованного психофизиологического комплекса.
Согласно некоторым источникам, в начале нашей эры знаменитый китайский хирург Хуа То (190-265 гг.) разработал оригинальную систему физических упражнений для снятия нервного напряжения. Большинство этих упражнений представляло собой имитацию определенных движений тигра, обезьяны, оленя, цапли и т.д. Система Хуа То оказалась пригодной и для самообороны. Но наиболее достоверную версию создания ранней системы борьбы без оружия выдвигает предание о Бодхидхарме.
Известный в Японии под именем Бодайдарума или Дарума Тайси, индийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай во времена правления династии Лян (502-556 гг.) с целью распространения буддизма. Путешествие по кишащим дикими зверями и разбойниками местностям, труднопроходимым даже в наши дни, требовало от человека максимального напряжения физических и моральных сил. Видимо, итоги паломничества нашли отражение в дальнейшей деятельности Бодхидхармы. По прибытии в Китай он обосновался в одном из монастырей, известном под названием Шаолинь на горе Сун в провинции Хунань. В монастыре Бодхидхарма установил жесткую дисциплину, традиции которой в дальнейшем были продолжены преемниками патриарха. Наряду с изучением буддийских догматов Бодхидхарма провозгласил путем к внутреннему самосовершенствованию всестороннее физическое развитие. В обязанность монаха вменялось изучение самых изощренных приемов самообороны. Монастырь стал как бы творческой лабораторией по разработке методов борьбы без оружия. Слава о воинских искусствах монахов Шаолиня гремела по всему Китаю.
Во времена правления династии Сун (Song) (960-1279 гг.) знаменитый полководец Юэ Фей составил для своих войск пособие, в котором обобщались приемы принципиально новой школы, известной ныне как “Боевые приемы Юэ Фэя" или "Юэ Ши Сань Шоу" и послужившей базой для многих более поздних школ и направлений. В разработке приемов своей школы Юэ Фей стремился применить не только достижения Шаолиня, но и знакомые каждому солдату навыки обращения с копьем и мечом. Он сделал упор на рубящие и колющие удары руками, не требующие от исполнителя особо изощренной техники. Юэ Фей впервые стал широко применять удары ребром ладони типа "рука-меч" и собранными вместе пальцами типа «рука-копье».
В эпоху Сун борьба без оружия стала чрезвычайно популярной в Китае. Но хотя она и стала поистине золотым веком в истории борьбы без оружия в Китае, однако все ее достижения оставались достоянием лишь посвященных монахов и узкого круга военной аристократии. На протяжении веков разработанная в лоне трех школ система держалась в строгом секрете. И только после завоевания Китая маньчжурами произошло ее рассекречивание. Маньчжуры разрушили, и сожгли монастырь Шаолинь, в котором нашли приют приверженцы свергнутой династии Мин. Однако многим монахам удалось спастись и бежать в Южный Китай, где они построили новый монастырь Шаолинь в провинции Фуцзянь (Fukien).
Южный Шаолинь стал со временем знаменитой школой по подготовке мастеров бороться без оружия. Полный курс обучения был рассчитан на 10-12 лет. По истечении этого срока обучаемый сдавал экзамены по истории и теории искусства и выступал в состязании против нескольких партнеров. Успешно выдержавший эти экзамены допускался к последнему, самому жестокому испытанию. Оно заключалось в том, что экзаменующийся должен был пройти через залу башни, специально оборудованную 108 механическими аппаратами, обрушивающими на испытуемого град ударов палками, копьями, ножами и т.п. Характер действий аппаратов зависел от тяжести тела экзаменуемого и ширины его шага по половицам, служащим своего рода пусковыми механизмами. Сконструированы аппараты были так, что даже их создатель не знал, как они поведут себя в следующий момент. У выхода из залы находился раскаленный металлический шар весом около 200 кг. Испытуемый должен был откатить его голыми руками и плечами, после чего на его теле оставались выжженными изображения дракона и тигра.
Выпускники монастырской школы боевого мастерства покидали ее стены и направлялись в различные районы страны задачей создавать школы кэмпо и готовить народ к восстанию против чужеземной династии. И хотя впоследствии маньчжуры разрушили Южный Шаолинь и убили большинство его обитателей, однако к тому времени искусство кэмпо перестало быть привилегией буддийских монахов и правящей элиты. Оно стало достоянием широкого круга почитателей из всех слоев китайского населения, вышло за рамки сословных барьеров и став действительно общедоступным и всенародным.
К этому времени, китайское искусство борьбы без оружия перешагнуло границы страны. За ее пределами все три школы стали известны под общим названием кэмпо. Раньше всех с ним познакомились японцы, а также жители острова Окинава. Коренное население острова развило китайское искусство кэмпо до такой степени, что руки и ноги становились подобны саблям, а различные соединения обычных деревяшек (нунчаку и тунфа) в умелых руках крушили железные панцири. Новая система получила название окинава-тэ (окинавский кулачный бой). После появления у японцев огнестрельного оружия интерес окинава-тэ стал угасать.
Второе рождение окинава-тэ произошло в начале XX века. В 1917 г. японское братство мастеров воинских искусств, известное под названием "Будокай", заинтересовалось искусством мастеров с Окинавы и обратилось к ним с просьбой прислать лучшего бойца этого вида в Японию для показательных боев с мастерами джиу-джитсу.
К этому времени на Окинаве работало несколько школ с обучением на японском языке. Преподавателем в одной из них, известной под названием "Сёто Гакко", был некто Гитин Фунакоси (1869-1957 гг.). Прекрасный специалист японского языка, он был известен и как замечательный мастер окинава-тэ.
Посланец Окинавы изумил мастеров "Будокай". Он легко побеждал самых сильных своих противников, демонстрируя отточенную технику и эффективные приемы. Некоторые из показанных им бросков, такие как "Ути Мата" и "Осото Гари", впоследствии вошли в технику дзюдо. По возвращении на Окинаву Фунакоси стал президентом созданного на острове по японскому образцу братства мастеров воинских искусств "Окинава Себукай", немало сделав на этом посту для популяризации окинава-тэ. В 1922 г. Фунакоси вместе с другим мастером этого вида Кенва Мабуни был приглашен Министерством образования для показательных выступлений в крупнейших городах Японии. Выступления имели громадный успех. Фунакоси первым понял, какие возможности открываются перед окинава-тэ в Японии. Он решил остаться здесь для преподавания нового искусства и вскоре основал школу, которую назвал "Сетокан", в память о школе на Окинаве.
Мы работаем без перерыва
ПодробнееНабережная 44, Ростов на Дону, 344000 РОССИЯ.
© Copyright 2025 - История и мифы